Новости
18:12
Малый бизнес. Проблемы становления Рё развития. Значение Рё функции РІ рыночной СЌРєРѕРЅР
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта%3B во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Р’ РјРёСЂРѕРІРѕР№ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ функционирует РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ количество малых фирм, компаний Рё предприятий. Например, РІ РРЅРґРёРё число РњРџ превышает 12 млн., Р° РІ РЇРїРѕРЅРёРё 9 млн. Ртот малый бизнес, например, только РІ РЎРЁРђ дает почти половину прироста национального продукта Рё РґРІРµ трети прироста новых рабочих мест. РќРѕ дело РЅРµ только РІ этом... Малое предпринимательство, оперативно реагируя РЅР° изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ необходимую гибкость. Существенный вклад РІРЅРѕСЃРёС‚ малый бизнес РІ формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё имеет первостепенное значение. Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие Рё РЅР° экологическую обстановку. Немаловажна роль малого бизнеса РІ осуществление прорыва РїРѕ СЂСЏРґСѓ важнейших направлений РќРўРџ, прежде всего РІ области электроники, кибернетики Рё информатики. Р’ нашей стране эту роль трудно переоценить, имея РІ РІРёРґСѓ, развернувшийся процесс конверсии. Р’СЃРµ эти Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором Рё составной частью реформирования СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Р РѕСЃСЃРёРё. Чтобы глубже Рё подробнее разобраться Рё понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран РїРѕ развитию малого бизнеса. Р’Рѕ всех зарубежных странах СЃ нормально развитой рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№ существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, РІ Германии СЃСѓР±СЃРёРґРёРё малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно. Р’ конгрессе РЎРЁРђ проблемами малого бизнеса заняты РґРІР° комитета. Р’Рѕ главе стоит Администрация РїРѕ делам малого бизнеса. Р’ каждом штате есть региональные отделения РїРѕ 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса РЅР° государственном СѓСЂРѕРІРЅРµ. Р’ РЇРїРѕРЅРёРё, РіРґРµ особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те РёР· РЅРёС…, которые РІ условиях рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё без помощи государства развиваться РЅРµ РјРѕРіСѓС‚. Стимулирующим фактором РІ развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. Суть налоговой политики заключается РІ поэтапном уменьшении предельных ставок налогов Рё снижении прогрессивности налогообложения РїСЂРё достаточно СѓР·РєРѕР№ налоговой базе Рё широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов РІ зависимости РѕС‚ размеров предприятия является РѕРґРЅРёРј РёР· методов налогообложения малых предприятий. Например, РІ РЎРЁРђ действуют льготные ставки налога РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ РґРѕ 16 тыс. долларов, 15-процентный налог РЅР° первые 50 тыс. долларов Рё 25-процентный РЅР° следующие 25 тыс. Сверх этой СЃСѓРјРјС‹ действует максимальная ставка - 34 процента. Малые предприятия выполняют РІ капиталистической СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ разнообразные функции. Как правило, РѕРЅРё специализируются РЅР° изготовлении отдельных узлов Рё деталей, Р° крупные предприятия ведут СЃР±РѕСЂРєСѓ готовых изделий. РРЅРѕРіРґР° малые предприятия осуществляют промежуточную СЃР±РѕСЂРєСѓ. Например, фирма "SAAB", являющаяся РѕРґРЅРѕР№ РёР· крупнейших фирм РїРѕ производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали. Среднее время жизни малых предприятий РіРґРµ-то 6 лет. РќРѕ число новых предприятий превышает число закрывшихся. Р’СЃРµ малые довольно быстро реагируют РЅР° внешние условия Рё видоизменяют конечную продукцию, следуя Р·Р° СЃРїСЂРѕСЃРѕРј, осваивая РЅРѕРІСѓСЋ продукцию. Например, малые предприятия РІ РЇРїРѕРЅРёРё СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ завершить опытное производство РІ течении недели, РІ то время как РЅР° крупных предприятиях это заняло Р±С‹ гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются Рё РЅР° выпуске конечной продукции, ориентированной РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РЅР° местные рынки сбыта. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, РѕР±СѓРІСЊ Рё С‚.Рґ. Рё С‚.Рї. Р’ общем, стоит еще раз отметить, что РІ развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание РІ государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как Рё деньгами, так Рё различными льготами, РІ сфере налоговой политики. Однако, СЃ большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего РЅРµ повезло РІ С…РѕРґРµ развернувшихся РІ Р РѕСЃСЃРёРё экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий РЅРµ существует, как Рё нет хозяйственного механизма РёС… поддержки. РќРµ разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РІ масштабах Р РѕСЃСЃРёРё предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих РЅР° предпринимательских началах, РІ то время, как РёС… фактически насчитывается 300-400 тысяч. Рто означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё еще РЅРµ сформировался, Р° значит, фактически РЅРµ используется его потенциал. Рљ малым предприятиям, РїРѕ закону "Рћ предприятиях РЎРЎРЎР " относятся РІРЅРѕРІСЊ создаваемые Рё действующие предприятия: - РІ промышленности Рё строительстве - СЃ численностью работающих РґРѕ 200 человек - РІ науке Рё научном обслуживании - СЃ численностью работающих РґРѕ 100 человек - РІ РґСЂСѓРіРёС… областях производственной сферы - СЃ численностью работающих РґРѕ 50 человек - РІ отраслях непроизводственной сферы - СЃ численностью работающих РґРѕ 25 человек - РІ розничной торговле - СЃ численностью работающих РґРѕ 15 человек Других документов, определяющих категорию "малое предприятие" Рё регулирующих РёС… деятельность, РїРѕРєР° нет. РџРѕ закону, малые предприятия РјРѕРіСѓС‚ создаваться РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ любых форм собственности Рё осуществлять РІСЃРµ РІРёРґС‹ хозяйственной деятельности, если РѕРЅРё РЅРµ запрещены законом. Можно указать РЅР° четыре недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса. Первый фундаментальный недостаток - это сверхвысокие налоговые ставки СЃ предпринимателей Рё населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность Рё бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги Рё РїРѕР±РѕСЂС‹, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. Р’ результате малые предприятия становятся РЅР° грань банкротства независимо РѕС‚ РёС… народнохозяйственной значимости. Второй фундаментальный недостаток реформы связан СЃ логикой развертывания преобразований. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход Рє рынку административно-командными методами сверху, РёРіРЅРѕСЂРёСЂСѓСЏ РѕСЃРЅРѕРІСѓ рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё требует движения "СЃРЅРёР·Сѓ вверх" - РѕС‚ интереса предпринимателя Рє централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи Рё С‚.Рґ.) обслуживающей Рё реализующей этот интерес. Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя РЅР° старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс РІРѕ РјРЅРѕРіРёРµ десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом Р·Р° кредит Рё нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги РІ малый бизнес РёР·-Р·Р° большого СЂРёСЃРєР° Рё отсутствия гарантий. Третий источник, тоже РїРѕРєР° РЅРµ работает, РєСЂРѕРјРµ того, нужно учитывать РёС… уровень - 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом РѕРЅРё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚, РІ лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное РїРѕСЃРѕР±РёРµ. Недостаток финансовых ресурсов Рё сложность РёС… легального приобретения Сѓ государства - РјРѕРіСѓС‚ подтолкнуть малые предприятия Рє контактам СЃ теневой СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№ Рё мафиозными структурами, Рё дать последним возможность постепенно внедряться РІ малые предприятия, постепенно подчиняя РёС… себе. Четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной Рё общественной поддержки малого бизнеса. РЎ большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению Рё развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий Рё предпринимательства РїСЂРё Госкомимуществе Р Р¤. Статус этого комитета, его подчиненность РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют Рѕ крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает РЅР° себя внимание Рё некоторая неопределенность РІ ориентации деятельности данного комитета. РЎСѓРґСЏ РїРѕ его наименованию, ему вменяется РІ обязанность поддержка РЅРµ только малого бизнеса, РЅРѕ Рё предпринимательства РІ целом, Р° РѕРЅРѕ, как известно, опирается РЅРµ РЅР° малый лишь, РЅРѕ Рё РЅР° средний Рё крупный бизнес. Такая задача РЅРµ РїРѕ плечу никакому комитету. Ее РІ состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства РІ целом, Рё притом Р·Р° весьма продолжительное время. Местные власти отнюдь РЅРµ обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий РІ местные бюджеты. Власти РЅРµ желают связывать перспективы развития собственного района СЃ малым бизнесом. Власти РЅРµ всегда бывают заинтересованы РІ развитии наукоемких производств, так как РѕРЅРё РЅРµ РїСЂРёРЅРѕСЃСЏС‚ районам РїСЂСЏРјРѕР№ выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие РІ благоустройстве района. Очень часто РњРџ предприятия создаются РЅР° базе старых государственных предприятий. Например, РІ РњРѕСЃРєРІРµ 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. Р’ итоге, количество кафе РЅРµ увеличилось, Р° цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ РЅРµ Рє ослаблению государственной монополии, Р° Рє новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские Рё проектные учреждения - монополисты РІ своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись РІ предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, Р° какие как фирма, РїРѕ более высоким ценам. Рти основные недостатки, РґР° Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ сдерживают развитие малого бизнеса РІ нашей стране. Достаточно сказать, что процесс образования малых предприятий РІ производственной сфере, начавший набирать силу РІ 1991 РіРѕРґСѓ, РІ 1992 РіРѕРґСѓ фактически прекратился. РџРѕ данным Лиги кооператоров Рё предпринимателей Р Р¤, "Р·Р° 1992 РіРѕРґ РІ Р РѕСЃСЃРёРё практически РЅРµ возникло РЅРё единого малого негосударственного предприятия РІ производственной сфере". Для сравнения, РІ развитой рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ процесс образования новых фирм идет нарастающим потоком. Если РІ РЎРЁРђ РІ 1970 РіРѕРґСѓ возникло 264 тыс. новых предприятий, то РІ 1980 РіРѕРґСѓ - 532 тыс., Р° РІ 1988 РіРѕРґСѓ - 682 тысячи. Всего же, РїРѕ оценке, РІ американской СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ РІ 1992 РіРѕРґСѓ действовало около 18 млн. деловых предприятий, прежде всего РІ малом бизнесе. Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы Рє предпринимательской деятельности, которые только Рё РјРѕРіСѓС‚ привести Рє образованию рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. РЇСЃРЅРѕ, что РІ сегодняшней экономической ситуации РѕРґРЅРѕР№ инициативы, идущей РѕС‚ малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги РІ области экономических реформ, РјРѕРіСѓС‚ привести Рє развитию малого бизнеса, что Рё приведет Рє развитию рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РІ целом. |
|
© wwwposter
|